Распечатать

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

В 2020 году компания поддерживает ряд проектов, посвященных юбилею Победы. Среди них:

Выставочный проект «Память сердца. Великой отечественной войне посвящается». Проект включает одноименную выставку произведений из собрания Дальневосточного художественного музея, а также выставку «Женщины на войне» , в которую входят работы из собрания Сахалинского областного художественного музея. Обе выставки представляют работы художников-фронтовиков и произведения о войне советских художников и современных авторов.

Выставка «Женщины на войне»

Выставка посвящена женщинам, которые в страшное военное время испытывали не меньшие тяготы и невзгоды, чем мужчины. Кто-то воевал на фронте, кто-то трудился в тылу – женский подвиг советских женщин навсегда останется в памяти.

На выставке представлены работы из фондов Сахалинского областного художественного музея. Это произведения советских, российских художников, которые пережили войну или являются потомками солдат-освободителей и тружеников тыла. О том, как выжили, как выстояли женщины на войне, они знали не понаслышке. В работах военных лет Алексея Пахомова и Константина Рудакова, переживших войну в блокадном Ленинграде, запечатлены женщины, защищавшие город на Неве с оружием в руках. Техника, в которой выполнены работы, подчёркивает суровость военных будней и драматизм происходящего.

На выставке экспонируются две автолитографии из серии «Ленинградские партизаны». Василий Власов посвятил свои работы женщинам-партизанам, воевавшим, часто вместе с детьми, за свой отчий дом, подвергаясь при этом каждодневной серьезной опасности. Плавная линия рисунка придаёт женским образам лиричность, осознанное спокойствие и уверенность.

Два женских портрета военной поры украшают выставку. Это живописное полотно Владимира Васина, на котором запечатлен образ женщины с тяжелым военным прошлым. Иначе выглядит женский портрет Петра Дейнеки, написанный акварелью в Германии в апреле 1945 года. Женщина на нём – как будто в воздушном розовом облаке весеннего цветения и радости уже очевидной Победы.

Образ Победы в Великой Отечественной войне у художников часто связан именно с образом женщины. Ярче всего на выставке это проявилось в работе Владимира Румянцева «Победа», увековечившей подвиг русской женщины в военную и послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая, кормила и одевала страну, несла тяжелый крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

Выставка «Женщины на войне» перешла в онлайн-формат. Познакомиться с ее экспонатами можно на странице Сахалинского областного художественного музея в Facebook: https://www.facebook.com/groups/531185483727604/?ref=share

Видеоролик о выставке

 ***

Выставочный проект «Память сердца»

В экспозиции представлено свыше 70 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, оригинальной и печатной графики, созданных российскими художниками, как в годы Великой отечественной войны, так и много позже − во второй половине ХХ столетия, в эпоху осмысления трагических уроков истории. Все экспонаты из фондов Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск).

Среди них − меткие, поражающие острой наблюдательностью документальные зарисовки, сделанные на передовой и в тылу (С. Рянгина «Воздушная тревога», 1942 г.; В. Бибиков «Фронтовые зарисовки», 1942 г.); агитационные плакаты и антифашистские карикатуры (Л. Дешко «Последние новости», 1941 г.; В. Павчинский «Фашизм – лютый враг человечества», 1941 г.); характерные портреты рядовых бойцов и полковых командиров (С. Боим «Пулемётчик», 1943 г.; М. Рудаков «Девушка со снарядом», «Артиллерист перед боем», «Артиллеристы», все работы 1979 г.).

Особый смысл содержанию экспозиции придают современные произведения. Среди них графический лист В. Сидура «Крик ужаса», живописная работа Н. Вечтомова «Старые месяцы», керамическая композиция Л. Солодкова «Сохраним жизнь на Земле». Все эти произведения, пронизанные то болью, то ужасом, то возвышенной патетикой, в основе которых лежат искренние чувства больших мастеров, выстраиваются в некую «военную галерею», где можно увидеть и лица тех людей, кто были участниками и свидетелями военных событий (А. Шишкин «Автопортрет», 1942 г.; В. Овчинников «Медсестра»; Г. Бершадский «Портрет Героя Советского Союза гвардии подполковника Власова Николая Ивановича», 1943 г.), и тех, кто вдохновлял воинов на подвиги, вёл к победе (М. Козелл плакат «Слава советским женщинам-патриоткам!», 1944 г.).

Произведения о Великой Отечественной войне и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие общечеловеческих моральных ценностей. Выставка из собрания хабаровского музея акцентирует также внимание зрителя на том факте, что с первых дней битвы против фашизма представители самых мирных профессий − художники, литераторы, музыканты, артисты − встали в один строй со всем сражающимся народом. Известные мастера советского, в том числе дальневосточного изобразительного искусства сражались на передовой (москвичи Вадим Сидур, Эрнст Неизвестный, Николай Вечтомов, Михаил Рудаков, ленинградец Евсей Моисеенко, хабаровчане Иван Петухов, Василий Зуенко, комсомольчанин Алексей Мащенко), стали корреспондентами фронтовых и центральных газет (Алексей Шишкин, Михаил Козелл, Владимир Кайдалов). Это им посвящён замечательный графический лист А. Мащенко, документальный по задаче и глубоко символичный по сути «В редакцию не вернулся», 1965 г.

Многие графические произведения, представленные на выставке, особенно ценны тем, что выполнены не в тишине мастерской, а непосредственно на месте происходивших событий, по неостывшим еще впечатлениям. Именно такой строгой документальностью отличается захватывающая своей динамикой работа художника А. Лаптева «Кавалерийская атака», 1942 г.; выполненная в 1941 г. живописная зарисовка А. Лабаса «Во время воздушной тревоги», а также подлинная классика батального жанра в акварели П. Соколова-Скаля «Рейд генерала Доватора», 1941 г.

Особый блок выставки − произведения мастеров, которые рассказали о великой трагедии ХХ столетия условным языком символов и аллегории. Это полный искренней боли графический лист В. Сидура «Крик ужаса», 1974 г. и скульптурная работа Э. Неизвестного «Композиция», 1990 г. В биографиях этих мастеров много общего: юными ушли на фронт, получили тяжёлые ранения и контузии, каждый выбрал свой новаторский художественный язык, чтобы поведать людям об ужасах войны, создать изобразительный реквием памяти павших и предостеречь мир от новой агрессии. Их независимый, свободный от клише изобразительный язык, язык художников-нонконформистов, в 1950-е годы вызывал непонимание у советской власти. Сегодня оба мастера хорошо известны как в России, так и за её пределами.

Каждый холст или графический лист, будь то моментальная зарисовка, проработанная в деталях гравюра, рукотворный агитационный плакат, все они – рассказ об известных и безымянных героях, о тружениках тыла; о тех, кто на передовой боролся с фашистскими захватчиками, и о тех, кто ждал их дома. Это память, которая нужна нам, будущим поколениям.

График работы выставки «Память сердца» в районах Сахалинской области:

Невельск             2 – 27 июля 2020 года
Корсаков              29 июля – 17 августа 2020 года
Холмск                 28 июля – 14 августа 2020 года
Поронайск           3 – 24 июля 2020 года


Онлайн-экскурсии по выставке «Память сердца»

Экскурсия «Плакаты войны»

Плакаты войны.jpg

Дни войны требовали от искусства агитационной силы и публицистической активности, быстроты реакции и необходимости массовых форм художественного обращения к народу. Все это было подвластно плакату. Художники Хабаровска, как и мастера Москвы и Ленинграда, создали огромное количество тиражных плакатов для Дальиздата и сотни рукотворных острых сатирических рисунков для агитационно-сатирических плакатов «Удар по врагу» (1941–1945 гг.), которые были своеобразными дальневосточными «Окнами ТАСС». Без плакатов Д. Нагишкина, И. Ёлкина, Л. Дешко, В. Кайдалова, В. Павчинского невозможно представить город военного времени.

Онлайн-экскурсия «Плакаты войны».

Экускурсия «Сложная судьба – яркое дарование»

Рудаков.jpg

Экскурсия знакомит с работами Заслуженного художника РСФСР Михаила Захарьевича Рудакова. В его биографии было много драматических моментов.... Несмотря на это, по воспоминаниям критика И.Голицына, Михаил Рудаков в тяжелейших обстоятельствах сохранил романтизм своей натуры, умел радоваться и радовал зрителей вложенной в картины жаждой жизни.

Онлайн-экскурсия «Сложная судьба – яркое дарование».

*** 

Военно-исторический Фестиваль «Белый голубь» реализуется Музейно-мемориальным комплексом «Победа». Принять участие в фестивале могут дети и школьники от 5 до 8 лет. Конкурсантам необходимо снять творческий видеоролик, в котором будет отображена тема Великой Отечественной войны. Участники фестиваля могут снять видео индивидуально или авторской группой. Работы принимаются с 1 февраля по 30 июня 2020 года. Информация и положение о конкурсе −на сайте комплекса «Победа»

Литературно-творческий конкурс «Чтобы не было войны» проводит Музейно-мемориальный комплекс «Победа». Принять участие в конкурсе могут ученики общеобразовательных учреждений от 7 до 17 лет. Принимаются письменные работы. Представленные на конкурс работы должны быть оригинальными, творческими, демонстрировать понимание темы и знание исторического материала. Работы принимаются до 15 мая 2020 года. Информация и положение о конкурсе – на сайте комплекса «Победа»

В 2020 году, в Год памяти и славы, в рамках фонда социальных инициатив «Энергия» приоритет при определении победителей отдается проектам, направленным на сохранение исторической памяти. Информация и положение о конкурсе – на сайте фонда «Энергия».